Главная / Справочные... / Методика... /

Статьи расходов и описание факторов, применяемых при расчете себестоимости продукции

Виды себестоимости

Себестоимость — это затраты на выпуск и/или единицу готовой и/или реализованной (проданной) продукции, работ, услуг. Соответственно выделяют: себестоимость всего выпуска продукции за период и себестоимость единицы продукции (работ, услуг).

В связи с тем, что сбыт (реализация) продукции требует дополнительных затрат, выделяют себестоимость готовой продукции и себестоимость реализованной продукции.

Применительно к работам и услугам также можно говорить о себестоимости их выполнения и затратах на сбыт, к которым относятся затраты на содержание подразделений, занятых продвижением работ и услуг на рынке, поиском заказчиков, рекламой, исследованием рынка и тому подобное, и затраты на выплату вознаграждения посредникам, а также затраты на гарантийное обслуживание созданных в результате выполнения объектов.

Себестоимость может рассчитываться не только за отчетный период — фактическая себестоимость, но и на любой планируемый период — плановая себестоимость. Расчет плановой себестоимости — самостоятельная задача, которая решается для целей определения оптимального (желательны) объема производства и объема продаж и для целей ценообразования.

Себестоимость готовой продукции

Готовой следует считать продукцию, обработка которой закончена и которая отвечает техническим условиям, стандартам и условиям договора с заказчиком, укомплектована и принята отделом технического контроля или другим подразделением, отвечающим за качество продукции.

Смысл учета только производственной себестоимости состоит в том, чтобы упростить процедуру ее расчета, отказавшись от поиска объективной методики распределения общехозяйственных расходов. П

Согласно п. 11 П(С)БУ 16 производственная себестоимость включает:

прямые материальные затраты;

прямые расходы на оплату труда;

прочие прямые расходы;

переменные общепроизводственные расходы;

постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

Аналогичный состав калькуляционных статей себестоимости устанавливает и МСБУ 2.

Пункт 138.8 ст. 138 разд. III НК Украины, кроме вышеназванных статей, предусматривает выделение в отдельные статьи амортизации основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которые, согласно п. 14 П(С)БУ 16, включаются в состав «прочих прямых расходов».

Учет себестоимости готовой продукции в «усеченном размере», то есть без включения в нее общехозяйственных расходов (административных расходов и расходов на сбыт), вызван тем, что расчет полной себестоимости является не только сложным, но и трудоемким и выполнить его до даты подачи финансовой отчетности и налоговой декларации не всегда возможно.

Кроме того, учет готовой продукции по усеченной себестоимости позволяет не допустить завышения активов путем включения в них административных расходов, части общепроизводственных расходов и расходов на сбыт, которые для целей бухгалтерского и налогового учета считаются расходами отчетного периода.

Одним из наиболее сложных вопросов определения производственной себестоимости является вопрос включения в ее состав расходов на упаковку.

Пункт 19 П(С)БУ 16 определяет, что в расходы на сбыт включаются затраты на упаковочные материалы для затаривания готовой продукции на складах.

Подпункт 138.10.3 п. 138.10. ст. 138 разд. III НК Украины, определяющий состав расходов для целей налогообложения, полностью повторяет этот текст.

Получается, что если упаковка продукции осуществляется в производственных помещениях, то затраты на упаковочные материалы надо включать в себестоимость.

Однако понятия «склад» и «производственное помещение» не являются и не могут являться юридическими терминами.

Все это делает невозможным однозначное понимание и применение п. 19 П(С)БУ 16 и пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III НК Украины.

В этом смысле § 38 МСБУ 2 гораздо более адекватно решает проблему учета расходов на упаковку в себестоимости готовой продукции.

Так, § 38 МСБУ 2 устанавливает, что специфика деятельности субъекта хозяйствования может оправдать включение в себестоимость таких затрат, как расходы на сбыт. Понятно, что МСБУ дают больше свободы в ведении бухгалтерского учета, чем П(С)БУ, с целью получения более адекватных результатов.

Принимая решение о том, включать или не включать в производственную себестоимость расходы на упаковку, предприятие должно учитывать и налоговые последствия такого решения. Увеличение производственной себестоимости, в частности за счет затрат на упаковку, приведет к сокращению общей суммы расходов на сбыт, а значит, будет способствовать увеличению финансового результата как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Объясняется это тем, что изготовленная продукция не всегда реализуется в отчетном периоде и в большинстве случаев остается на складах.

Какое бы решение не было принято, его следует отразить в Учетной политике предприятия (мы же отметим для практических целей), в любом случае целесообразно определять производственную себестоимость как неупакованной, так и упакованной продукции.

Практическая польза от этого, прежде всего, в том, что упаковка (расфасовка) одной и той же продукции может быть разной как по объему, так и по себестоимости данного продукта в разной упаковке.

Отсюда, в бухгалтерском учете необходимо определять:

а) технологическую себестоимость готовой продукции;

б) производственную себестоимость неупакованной продукции;

в) производственную себестоимость упакованной продукции по каждому виду упаковки.

Себестоимость реализации продукции

Себестоимость готовой продукции — это денежная оценка одного из активов, а себестоимость реализации — это денежная оценка расходов на проданную (реализованную) продукцию.

Согласно п. 11 П(С)БУ 16 себестоимость реализации продукции включает:

себестоимость проданной готовой продукции, которая определяется по избранному методу оценки выбытия запасов;

сверхнормативные производственные расходы;

нераспределенные (то есть не включенные в себестоимость готовой продукции) постоянные общепроизводственные расходы (НПОПР).

Аналогичное правило содержит и § 2 МСБУ 2.

В П(С)БУ 16 и МСБУ 2 предполагают, что себестоимость готовой продукции учитывается и относится на себестоимость реализации по «нормативным производственным расходам», а «сверхнормативные расходы» определяются позже и относятся всей суммой на себестоимость реализации.

Важно отметить, что п. 138.2 ст. 138 разд. III НК Украины не предусматривает включения в себестоимость реализации сверхнормативных производственных расходов. Это обстоятельство дает налоговым органам формальное право рассматривать включение в себестоимость реализации сверхнормативных расходов как занижение налогооблагаемой прибыли.

На практике сотрудники налоговых органов редко сравнивают фактические расходы с нормативными по причине отсутствия нормативов, исключения составляют расходы бензина, потребляемого автомобильным транспортом. В этом случае сотрудники налоговых органов обычно проявляют «принципиальность» и рассматривают включение в расходы сверхнормативных затрат бензина как завышение расходов.

Как бы то ни было, для целей как налогового, так и бухгалтерского учета важно определить, что такое «сверхнормативные производственные расходы». Сделать это не так просто, поскольку ни П(С)БУ 16, ни МСФО не дают определения понятию «сверхнормативные производственные расходы», да и законодательно установленных, и обязательных для применения на предприятии норм расхода ресурсов или норм заработной платы в экономике, основанной на свободе предпринимательской деятельности, нет и быть не может.

X